Свысока над пробками

Представления о возможностях, которые открывает вертолет перед деловыми людьми, меняются у нас на глазах. Если 10-15 лет назад винтокрылые машины использовались, как правило, в нефтегазовом и горнодобывающем секторах, то сегодня жители столичного мегаполиса как должное воспринимают курсирующие вдоль МКАД корпоративные вертолеты и вертолеты с шашечками. Набирает обороты и частное пилотирование: винтокрылый «джип» на лужайке перед домом все чаще становится атрибутом жизни деловых людей, которые успешно конвертируют скорость в деньги.

Сам себе вертолетчик

Как показывает анализ рынка, в России сохраняется тенденция увеличения вертолетного парка за счет импорта. При этом наметившееся еще в 2014 году сокращение поставок зарубежных вертолетов (в Россию была ввезена 121 машина) в 2015 году получило свое развитие — ввоз сократился втрое, что свидетельствует скорее о насыщении рынка, чем о кризисе. По данным аналитического агентства JetNet (не ведет учет активного парка вертолетов российского производства), на конец августа 2016 года в нашей стране зарегистрировано 599 иностранных вертолетов, из них 264 поршневых, которые, как правило, летают в интересах частных пилотов.

Самые популярные модели для частного пилотирования — Robinson R44 и R66 — просты и надежны в эксплуатации. Первую из них можно купить за $600 тыс., стоимость второй начинается от $1,3 млн, но и эта цена не отпугивает потенциальных покупателей — по данным JetNet, сегодня в мире летают 730 таких вертолетов. Будущие владельцы винтокрылых «джипов» должны учесть ежегодные прямые и переменные эксплуатационные расходы: на модель R44 они составят порядка $185 тыс., на R66 необходимо заложить на $200 тыс. больше — до $385 тыс.

Для частных пилотов открыто несколько школ. Самые известные из московских — авиационные учебные центры вертолетной компании «Аэросоюз» и «Русских вертолетных систем», а также школа пилотов «Хелипорт Истра». Программа первоначальной подготовки в зависимости от выбранной школы и срока обучения обойдется будущему пилоту-любителю в 1,3-2 млн руб. Выпускники получают удостоверение международного образца и возможность самостоятельно летать на личном или арендованном вертолете.

Хотя управлять винтокрылыми машинами значительно сложнее, чем самолетами, число вертолетчиков-любителей с каждым годом растет.Только на базе «Хелипорт Истра» за 13 лет были подготовлены 350 пилотов.

Читайте также:  FirstJet увеличивает флотилию Legacy 600

Эксперты сходятся во мнении, что увлечение пилотированием вертолетами будет приобретать все большую популярность. Причины такого развития событий лежат в практической плоскости — вертолеты способны взлетать и садиться почти в любой местности, даже в условиях высокогорья и отсутствия специально оборудованных площадок. Наконец, их можно хранить на газоне перед домом, а заправлять некоторые поршневые модели владельцы могут простым автомобильным бензином.

Вам шашечки или лететь?

Рынок вертолетных услуг — один из самых динамично развивающихся в России: по данным крупнейшего информационного ресурса по бизнес-авиации BizavNews, московскую прописку получили уже более 250 вертолетов. Столь внушительный отряд винтокрылых машин позволил заговорить о вертолетном такси в Москве и некоторых других крупных российских городах как о самостоятельном сегменте рынка. Между перевозчиками даже возникла конкуренция, которая сказалась на уровне цен. В целом, говоря о стоимости перелетов, игроки рынка не могут сойтись во мнении. Одни утверждают, что цена завышена, другие, как руководитель BizavNews.ru Дмитрий Петроченко, считают, что цена полетов доступна для совершенно различных аудиторий потребителей и некоторые игроки московского рынка уже сейчас работают практически на уровне рентабельности, взяв за основу стоимость летного часа с минимальным собственным «интересом».

В открытом доступе можно найти прайс-лист на полеты любыми классами вертолетов самых известных производителей. К примеру, летный час на популярном в России четырехместном Robinson R66 Turbine обойдется заказчику в 45 тыс. руб. Перелеты на газотурбинных вертолетах подороже: на Eurocopter AS350 — 65 тыс. руб., на Eurocopter EC130 T2 — 86 тыс. руб. за летный час. При групповом перелете сумма делится между всеми пассажирами, что делает услуги вертолетного такси более доступными.

В борьбе за клиента воздушные таксисты разрабатывают специальные предложения. Например, для любителей охоты — слетать на выходные за кабанами в Тверскую область. Для тех, кто решил обзавестись земельными угодьями, предлагается аэровизуальный облет, позволяющий как на ладони увидеть будущее «поместье».

Если заказчику нужны не индивидуальные, а стандартные туры — не проблема. Авиатакси предложит список маршрутов, включающий самые популярные направления — крупнейшие московские аэропорты, гольф- и яхт-клубы, спортивные парки, города Золотого кольца. Так, получасовой перелет из аэропорта Домодедово в Шереметьево на Robinson R44 обойдется в 37 тыс. руб., за маршрут от »Крокус Экспо» до Владимира продолжительностью 165 минут заказчик заплатит 80 тыс. руб. Главное — сделать заказ не позднее чем за два часа до намеченного вылета.

Читайте также:  В ОАК раскритиковали проект Sportjet

У авиатакси хороший потенциал для роста, который пока сдерживает ряд факторов. Главные из них — запрет полетов над Москвой и ценообразование. Как только небо над столицей станет полностью доступным и город присоединится к крупнейшим мировым мегаполисам с плотным вертолетным трафиком, снизятся и цены, считает Дмитрий Петроченко.



VIP-запросы

Мировой опыт эксплуатации вертолетов свидетельствует, что области применения винтокрылых машин практически безграничны. На них тушат пожары, эвакуируют пострадавших, занимаются геологоразведкой. В России львиная доля работ для вертолетов связана с нефтегазовым бизнесом, на его долю приходится около 75% трафика всех полетов «Газпром авиа» в России и до 90% полетов компании «ЮТэйр». Эти крупнейшие авиакомпании укомплектованы в основном вертолетами отечественного производства. К примеру, парк вертолетов «ЮТэйр» состоит из 300 машин российского производства и 40 иностранных. Информация о том, сколько вертолетов в этих компаниях задействовано в корпоративных перевозках VIP-класса, является закрытой. Тем не менее известно, что для перевозки топ-менеджмента используются, как правило, иностранные борта, более комфортные и экономичные.

Согласно данным ресурса JetNet, у лидера российской нефтяной отрасли «Роснефти» на службе четыре вертолета AW109 GrandNew производства AirbusHelicopters. Холдинг «Сапсан», который входит в двадцатку крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области, обладает двумя AW119 Koala, один из них с интерьером от Versace.

О спросе на вертолеты в корпоративном секторе говорят и в компании Exclases Holdings, эксклюзивном дистрибьюторе итальянских вертолетов Leonardo Helicopters (бывшая AgustaWestland) в России и странах СНГ. В Exclases отмечают, что самой популярной моделью на российском рынке по-прежнему остается бестселлер AW139, поставки которого большей частью обеспечивают потребности корпоративных и VIP-перевозок, однако в последнее время наблюдается заметный интерес со стороны нефтегазового и аварийно-спасательного секторов. Сейчас AW139 передает эстафетную палочку новейшему AW189, который выходит на российский рынок и расширяет присутствие Leonardo Helicopters во всех сегментах.

Развитие вертолетов в бизнес-авиации вне зависимости от того, о каком направлении идет речь — корпоративном секторе VIP-перевозок, авиатакси или частном пилотировании, во многом зависит от инфраструктуры и административной системы правил эксплуатации. Все это в процессе создания. Скорость, помноженная на доступность и эффективность, — реальные предпосылки для устойчивого развития винтокрылых бизнес-машин.

Читайте также:  Helsinki Vantaa Airport увеличивает бизнес-трафик

Елена Селянченкова

Источник: РБК+