Инвестиции – это жизнь

BizavNews продолжает цикл публикаций об итогах работы российских компаний в минувшем году. На протяжении всей истории существования отечественной бизнес-авиации и аэропортового обслуживания сегмента бизнес-перевозок «Внуково-3» занимает лидирующие позиции не только в России, но и в Европе. Одним из свидетельств этого стал тот факт, что «Внуково-3» стабильно занимает первую строчку в рейтинге наиболее востребованных аэропортов для бизнес-перевозок по рейтингу агентства Avinode. По данным этого же агентства, в среднем «Внуково-3» обслуживает около 2000 рейсов и до 10000 пассажиров в месяц. Сегодня наш гость – Генеральный директор VIPPORT Игорь Мудрик, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

 

Игорь Игоревич, закончился, пожалуй, один из самых сложных для деловой авиации годов. За прошедшие месяцы ситуация на рынке оставалась сложной. Отечественный рынок деловой авиации в 2016 году стал заложником экономической и, отчасти, политической ситуации в мире.  На фоне снижения международного трафика, мы наблюдали небольшой, но все же рост активности на внутрироссийских направлениях. Если кратко, какие цифры мы имеем «на выходе»? Атмосфера текущего года удручает? 

Да, действительно в прошлом году наш рынок немного лихорадило. Тем не менее, процессы, которые мы наблюдаем вселяют в нас определенный оптимизм, восстановление докризисных показателей набирает обороты, однако не такими темпами, на которые мы рассчитывали. На фоне слабого первого квартала, мы имели небольшую позитивную коррекцию в середине года и достаточно сильный последний квартал. За минувшие 12 месяцев трафик ЦБА «Внуково-3» немного сократился, но это не критично. Мы практически достигли психологической планки в 100000 пассажиров. В целом можно сказать, что снижение волатильности рынка деловой авиации в нашей стране на фоне весьма умеренного снижения объемов само по себе уже является благоприятным фактором развития, свидетельствующим об определенной стабилизации авиарынка после непредсказуемо резких скачков предыдущего периода 2014-15 годов. Нет, я бы сказал, что паника на рынке отсутствует. Скорее прошлый год был лишен определенного оптимизма и сопровождалась адаптацией основных игроков рынка к реалиям происходящих событий. 

Игорь Игоревич, и тем не менее «Внуково-3» продолжает активно инвестировать в собственную инфраструктуру? 

Могу сказать одно — инвестиции – это жизнь, в прямом и переносном смыслах. Политика нашей компании фокусируется на максимальном комфорте для наших клиентов. В прошлом году мы активно реализовывали несколько инфраструктурных проектов. Первый из них связан со строительством дополнительных ангарных площадей. В течение прошлого года в аэропорту продолжилось строительство и модернизация ангарного комплекса. В итоге, в настоящее время во «Внуково-3» расположен крупнейший ангарный комплекс в Европе, позволяющий осуществлять всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ340 и BBJ767 (23 ангара, площадью от 96 кв.м. каждый). «Внуково-3» располагает более 210 тысяч кв.м. перронных площадей. В 2017 году мы продолжим строительство новых ангаров.

И еще один проект, заслуживающий внимания. «Внуково-3» и российская компания Jet Transfer, официальный представитель Bell Helicopter, Cessna Aircraft, Beechcraft в России, подписали соглашение о сотрудничестве в области вертолетных услуг. Комплексное предложение вертолетных услуг во «Внуково-3» предполагает наличие всех пунктов, необходимых для качественной и безопасной эксплуатации вертолетов клиентов. Основные направления, в которых будет вестись работа, это продажа вертолетов Bell Helicopter, услуги по базированию и хранению вертолетов в новых ангарах, обслуживание сообщения с другими вертолетными площадками и аэропортами московской воздушной зоны, техническое обслуживание, эксплуатация и менеджмент вертолетной техники, а также продажа чартерных перевозок. В настоящий момент идет к завершению подготовка необходимой инфраструктуры Хелипорта и обучение персонала. Основная задача проекта – обеспечение максимально комфортного и качественного уровня предоставляемых клиентам услуг.

Читайте также:  Пулково строит новый перрон к чемпионату мира по футболу - 2018

Вертолетные перевозки в России становятся все более востребованными. Использование вертолетов в частных и корпоративных целях уже не является чем-то необычным. На сегодняшний день российский регистр вертолетов насчитывает более 700 вертолетов иностранного производства, которые используются для подобного рода перевозок. Ежегодно в страну ввозятся десятки вертолетов. Появление полноценного Хелипорта во «Внуково-3» обеспечит для клиентов Центра Бизнес Авиации возможность быстрого и комфортного трансфера в Москву и откроет возможность простой и удобной эксплуатации своих личных вертолетов. Земельный участок под Хелипорт (вертодром) площадью 5,4 га расположен в непосредственной близости от аэропорта «Внуково-3». Новый комплекс предназначен для обслуживания исключительно вертолетов. Согласно одобренному проекту, вертодром будет включать терминал внутренних рейсов площадью 1000 кв. метров, высотой – не более 8 метров, а также четыре ангара для вертолетов общей площадью 10000 кв. метров, высотой – не более 15 метров. Новый вертолетный комплекс будет иметь взлетно-посадочную площадку, оборудованную светосигнальным и другим необходимым оборудованием, открытые стояночные площадки, на которых смогут разместиться до 10 вертолетов размерности Ми-8, а также четыре ангара, способных вместить в общей сложности 16 вертолетов Ми-8 или 20 вертолетов размерности AW139. Кроме того, комплекс сможет обеспечивать заправку и техническое обслуживание вертолетов. Аэропорт вкладывает в строительство вертодрома и новых ангаров только собственные средства. Принадлежать инфраструктура также будет компаниям, владеющим аэропортом: «Международный аэропорт «Внуково» и «Внуково-инвест». Вертолетный комплекс расположен на удалении от рабочих ВПП аэродрома Внуково. Что упрощает процесс согласования и получения разрешения на полет. Для обеспечения безопасности полетов вертолетов в зоне аэропорта было проведено исследование и разработаны схемы подхода и выхода из зоны аэропорта. Они составлены таким образом, что полеты вертолетов не окажут влияния на схему основного движения воздушного транспорта и пунктуальность выполнения регулярных рейсов, поэтому задержки по прибытию и отправлению вертолетов не прогнозируются. Собственной вертолетной компании у аэропорта не будет. Пользоваться услугами вертодрома будут потенциальные клиенты аэропорта деловой авиации «Внуково-3».

А как обстоят дела с услугами ТОиР?

Здесь дела идут достаточно хорошо. Помимо наших ключевых партнеров из Jet Aviation Moscow Vnukovo и Dassault Falcon Service Moscow, свои позиции существенно укрепляет и компания VTS Jets (Vostok Technical Service Jets). За неполных два года провайдер ТОиР прошел длинный инновационный путь, по сути став одной из ведущих отечественных компаний в сегменте техобслуживания деловых самолетов. Сейчас компания занимается техническим обслуживанием воздушных судов Global Series и Challenger 300/350/604/605/850 производства Bombardier. VTS Jets является обладателем сертификата EASA Part-145 (EASA.145.0303) и одобрений от авиационных властей Каймановых островов, Бермуд, Катара и Арубы. Линейное техническое обслуживание воздушных судов VTS Jets осуществляет в новом специализированном ангаре во «Внуково-3». Услуги AOG предоставляются во всех московских аэропортах (Внуково/Домодедово/Шереметьево), а также в других воздушных гаванях России и стран СНГ. А осенью прошлого года VTS Jets и Lufthansa Bombardier Aviation Services (берлинский центр ТОиР), специализирующийся на техническом обслуживании бизнес-джетов Bombardier, подписали договор о сотрудничестве в предоставлении услуг по техническому обслуживанию воздушных судов бизнес-авиации производства Bombardier в московском регионе, на территории России и стран СНГ. С начала года компания VTS Jets предлагает услуги по поддержанию летной годности воздушных судов. Кроме того, 17 февраля этого года компания получила сертификат соответствия требованиям Федеральных авиационных правил ФАП-285, что позволяет выполнять работы по техническому обслуживанию бизнес-джетов российской регистрации. Есть и еще ряд проектов, о которых мы расскажем чуть позже.

Читайте также:  Взгляд Avinode на Чемпионат Мира по футболу

Игорь Игоревич, Москва и Питер остаются ключевыми пунктами для отрасли. Увидели ли Вы, что в МАУ усилилась конкуренция?

Снижение объемов движения и потребностей в аэропортовом обслуживании полетов деловой авиации приводит к росту конкуренции в московском авиационном узле, что с точки зрения операторов и владельцев воздушных судов бизнес-класса является благоприятным фактором для развития. В 2016 году отмечался рост объемов движения и базирования воздушных судов бизнес-авиации в аэропорту Санкт-Петербурга. Этому способствует как хорошо развитая инфраструктура (ангары, перроны, бизнес-терминалы), так и наличие в аэропорту Пулково двух конкурирующих операторов наземного обслуживания. 

А какие бы события ушедшего года Вы бы выделили особо?

Прежде всего, это окончание процесса аудита на сертификат соответствия добровольному стандарту IBAC «International Standard for Business Aircraft Handling» (IS-ВАН). Одобрение распространяется на FBO «Внуково-3» в Международном аэропорту «Внуково», и тем самым мы стали первыми в Восточной Европе, получившими этот сертификат. Стандарт IS-ВАН разработан как добровольный свод правил, включающий наилучший опыт работы наземных провайдеров деловой авиации, и является совместной программой IBAC и Национальной ассоциации воздушного транспорта США (NATA). Данный стандарт включает систему SMS во всех аспектах деятельности FBO и базируется на структуре более раннего стандарта IS-BAO для операторов деловых самолетов.

Не без гордости хотел бы отметить, что в конце года Международный терминал «Внуково-3» отметил 10-летний юбилей! За десять лет работы «Внуково-3» вышел на лидирующие позиции в сфере предоставления услуг по обслуживанию рейсов бизнес-авиации. На развитие терминала повлияли ряд преимуществ, таких как развитая современная инфраструктура, выгодное географическое месторасположение, безопасность и конфиденциальность, высококлассный сервис и техническое оснащение перрона. И в настоящее время он является уникальным многофункциональным комплексом, основная деятельность которого направлена на организацию обслуживания авиаперевозок владельцев воздушных судов, деловой и политической элиты. На протяжении нескольких лет ЦБА «Внуково-3» удерживает лидерство в рейтинге международной системы Avinode, опережая 25 других европейских аэропортов деловой авиации. С каждым годом все больше мировых спортивных клубов используют комплекс «Внуково-3» в качестве аэропорта прилета и вылета. Также в центре бизнес-авиации «Внуково-3» хорошо развито и отработано обслуживание рейсов медицинской авиации.

Игорь Игоревич, позвольте теперь вернуться к вопросу, который интересует многих, а именно, ценообразованию. Ценообразование – ключевая составляющая рынка. Почему российские игроки, практически, не опускают цены на услуги? 

Здесь все просто. Если мы говорим о коммерческих эксплуатантах, то они уже существенно снизили ставку за аренду самолетов (ставку летного часа), при этом уровень опустился в среднем на 15%. Что касается провайдеров услуг, в частности хендлеров и сервисных компаний, то и здесь ситуация изменилась. Мы видим снижение ставок, предоставление скидок и иные бонусы. Но дело вовсе не в цене. Просто клиенты стали меньше летать, зачастую оптимизируя свои перелеты, многие ищут альтернативу бизнес-авиации и пересаживаются в бизнес-классы регулярных перевозчиков. Могу вас уверить, что ценовая политика нашей компании направлена не на увеличение объемов, а на предоставление услуг VVIP класса, с чем мы, как мне кажется, справляемся достаточно хорошо.

Читайте также:  TECNAM возвращается на AERO 2017

Игорь Игоревич, ни для кого не секрет, что львиная доля в сегменте бизнес-авиации московского трафика приходится на «Внуково-3», да и, скорее всего, этот тренд сохранится и в будущем. Даже в условиях востановления рынка в Старом Свете, таким трафиком может похвастаться далеко не каждый крупный европейский аэропорт. Каковы, по Вашему мнению, основные причины успеха компании?

Скажу, что, как и в любой компании, секрет успешной деятельности состоит из множества факторов. Это и квалифицированные сплоченные работники, и оперативное решение возникающих вопросов. Ведь что такое бизнес-авиация? Это, прежде всего, высокая мобильность и возможность вести бизнес в разных регионах, что является приоритетом для состоятельных людей, ценящих свое время. И мы делаем все возможное, чтобы все пожелания наших клиентов были удовлетворены. Немаловажно и то, что мы обслуживаем любые самолеты бизнес-авиации без исключения. Их основу составляют модели Airbus Corporate Jet, Boeing Business Jet, Gulfstream, Bombardier, Falcon, Cessna (Textron), Embraer, отечественные SBJ и другие.

К нашим конкурентным преимуществам можно отнести и то, что у нас разработан сервис VIS, который позволяет клиентам отслеживать статус обслуживания рейса в режиме реального времени при помощи специального веб-сайта или sms-уведомлений. Так же стоит напомнить, что наш аэропорт объективно выигрывает в плане расположения. Ведь очень важно то, что мы находимся всего лишь в 15 км от МКАД и являемся ближайшими к центру города.

Подводя итог вышесказанному, не могу не отметить то, что мы являемся полностью самостоятельным мини-аэропортом, с собственным штатом, отдельными службами, спецтехникой, тогда как большинство других аэропортов не располагает отдельными терминалами и, в лучшем случае, имеет один ангар. Тогда как у нас их количество позволяет вместить до 100 бортов. Немаловажна и пропускная способность, которой вряд ли могут похвастаться наши конкуренты – это 60 человек в час, говоря только о международных рейсах.

Каким будет 2017 год для «Внуково-3»?

Всегда трудно строить какие-либо прогнозы на будущее, ведь существует масса факторов, повлиять на которые мы не в силах. Это и экономическая ситуация в стране, и основные ориентиры общества, и многое другое. Например, с увеличением деловой активности и с привлечением интереса иностранных инвесторов к нашей экономике, возможно достижение основных показателей докризисных значений.