HeliRussia встречает десятилетний юбилей

10 лет прошло с первой HeliRussia. Время пролетело очень быстро. Выставка была и остается в постоянном движении вперед, организаторы старались улавливать все новые тренды и тенденции развития индустрии. За это время на HeliRussia были представлены практически все модели вертолетной техники российского и зарубежного производства. Авторитетная выставка знакомит посетителей с новейшими образцами техники, устраивает мировые премьеры вертолетов, авиационного и наземного оборудования. Количество участников и посетителей HeliRussia растет год от года.

С богатым багажом подошла Международная выставка вертолетной индустрии к своему первому значимому юбилею. И, как всегда, на HeliRussia будут подведены итоги прошедшего года, представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Обозначим некоторые из них.

Для отечественной вертолетной индустрии 2016 год выдался в целом удачным – начата поставка по гособоронзаказу «арктического» вертолета Ми-8АМТШ-ВА, первый полет совершил модернизированный Ми-28НМ, получен базовый сертификат на Ми-38, а перспективный Ка-62 выполнил первое висение. Одним из главных событий для гражданской авиации стало принятие в эксплуатацию первых коммерческих вертолетов «Ансат».

На этом фоне позитивных новостей некоторое снижение производства вертолетов на заводах холдинга «Вертолеты России» является малозначительным – всего на 4 вертолета произведено меньше, чем годом ранее.

Суммарные поставки вертолетов зарубежного производства в 2016 году также несколько сократились относительно предшествующего периода, а именно на 6 единиц.

Кризисные явления, проявляющие себя уже три года, не прошли не замеченными и в вертолетной индустрии. Существенное снижение поставок вертолетов зарубежного производства, случившееся в 2014 году и сохраняющееся до сих пор и постоянное выбытие вертолетов из эксплуатации по окончании срока действия ресурса (в основном за счет списания вертолетов Ми-2), привели к сокращению численного состава парка вертолетов в реестре Гражданской Авиации РФ. По данным на 01.01.2017 парк сократился на 12 машин относительно предшествующего года. Это первое сокращение за последние 9 лет.

В 2016 году в Россию было ввезено 30 вертолетов зарубежного производства и два вертолета Bell 407GXP были произведены на территории страны на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге. Продолжилось сокращение поставок из-за рубежа, начатое в 2015 году, когда поставки сократились более, чем в 3 раза относительно предшествующего года (121 вертолет был поставлен в 2014 году и 36 в 2015-м). Сейчас сокращение замедлилось и в процентном отношении поставки вертолетов из-за рубежа составили 81% от уровня 2015 года.

Стоит отметить, что поставки вертолетов Robinson в 2016 немного выросли относительно 2015 года – 15 единиц за 2016 год против 11 за 2015, что, возможно, явилось следствием отмены ввозных пошлин на вертолеты с массой без снаряжения до 1 тонны на территорию стран Евразийского экономического союза, которое действует до конца 2017 года.

По данным «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), в 2015 году было списано с эксплуатации в связи с авиационными происшествиями 10 вертолетов Robinson (6 R44 и 4 R66), ввезено в страну 11 вертолетов. В 2016 году ввезено в страну 15 вертолетов этого производителя (1 R22, 4 R44 и 10 R66), при этом списано с эксплуатации 13 машин (7 R44 и 6 R66). Всего же было списано с эксплуатации в связи с авиационными происшествиями за 2016 год 23 вертолета, из которых три российского производства.

Поставки Airbus Helicopters остались на уровне 2015 года, а вот у Bell Helicopter и Leonardo Helicopters произошло снижение. По ввезенным вертолетам производства Airbus Helicopters, справедливости ради, отметим, что три вертолета хоть и находятся на территории России, но пока не могут эксплуатироваться по техническим причинам. Делаем ремарку и по Bell Helicopter – снижение поставок у этого производителя вертолетов произошло только в 2016 году, в то время, как у остальных зарубежных производителей снижение наблюдалось уже в 2015 году.

Такое положение дел типично не только для России. По данным американской Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA) в 2016 году поставки вертолетов снизились на 16,9%.

Однако, по прогнозам специалистов профессионального издания Aviation Week, в ближайшие 10 лет нас ожидает рост парка западных гражданских вертолетов на 11,5%. Предполагается, что ежегодно мировой вертолетный флот будет увеличиваться на 1,2%. в Европе ежегодный прирост составит 0,8%, а на крупнейшем рынке для вертолетных производителей — в Северной Америке — 0,5% в год.

Ожидается, что наиболее востребованными вертолетами в ближайшее десятилетие станут легкие однодвигательные Airbus Helicopters H125, Robinson R66, Bell 407 и Bell 505 Jet Ranger X, а также средний двухдвигательный AW139. В сегменте более тяжелых вертолетов сохранится сложная ситуация, спровоцированная кризисом в нефтегазовой отрасли. Это не только осложнит выход на рынок новых типов ВС, но и усилит конкуренцию среди уже существующих моделей. Свою роль сыграет и отсрочка заказов на средние и суперсредние ВС, полученных от нефтегазовых компаний.

Читайте также:  JETVIP - подготовка к ЧМ по футболу продолжается

В связи с предстоящим увеличением мирового флота эксперты Aviation Week предрекают усиление спроса в сфере технического обслуживания и ремонта вертолетов. К концу 2026 года его объем увеличится на 16%.

Альтернативный прогноз развития мирового рынка вертолетов будет представлен компанией Honeywell в рамках деловой программы HeliRussia 2017 на 9-й Международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы». Мероприятие организуют Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство «АвиаПорт» в день открытия выставки. На конференции также будут подробно представлены количественные и качественные показатели развития вертолетной отрасли в России – ни одно другое российское мероприятие не дает такого глубокого анализа отрасли.

Для юбилейной выставки многие ее постоянные участники подготовили особые экспонаты и некоторые сюрпризы. Поэтому самое интересное о HeliRussia 2017 можно будет узнать только лишь, посетив ее. Но кое-что известно уже сейчас.

Холдинг «Вертолеты России» планирует представить на открытой площадке перед входом в павильон вертолеты Ми-38 в VIP-исполнении, а также «Ансат» в версиях «корпоративный» и «медицинский». Помимо этого, посетителей выставки познакомят с программами дальнейшего развития вертолета «Ансат» и Ми-171А2.  Важной частью современных разработок являются беспилотные технологии и в рамках своей экспозиции холдинг «Вертолеты России» покажет БЛА разработки своего нового конструкторского бюро «ВР-Технологии».

На HeliRussia уже стало традицией начинать демонстрацию новинок в вертолетной индустрии с концепта и год за годом показывать развитие проекта вплоть до готового натурного образца.

Компания «Хеливейл» на HeliRussia 2015 провела премьеру и продемонстрировала макет своего первенца – двухместного вертолета «Афалина». На выставке 2017 года будет представлен уже не макет, а реальный вертолет готовый к летным испытаниям. За прошедшие 2 года программа вертолета активно развивалась, и работа не стояла на месте — конструкция доработана, часть агрегатов поменялась, часть из них прошла ресурсные испытания. В 2015 году «Афалина» стала одной из самых обсуждаемых новостей выставки, а демонстрация готового к летным испытаниям вертолета может стать одним из самых ярких моментов выставки 2017 года.

На HeliRussia 2017 состоится премьера двух моделей новых летательных аппаратов VENTOCOPTER, которые также готовятся к серийному производству. VENTOCOPTER это винтокрылый летательный аппарат с несущим винтом, приводимый в движение воздействием набегающего потока воздуха при поступательном движении за счет работы силовой установки, независимой от системы несущего винта. Техническим преимуществом разработки является отсутствие режима сваливания и возможность безопасной посадки даже в экстремальной ситуации, стабильный полет даже в сильный ветер и малая чувствительность к турбулентности. Диапазон высот применения аппаратов в рабочих режимах начинается от 1 метра над поверхностью, физический потолок подъема превышает 6000 м. (при наличии дополнительного кислородного оборудования).

Реализацию проекта VENTOCOPTER осуществляет ЗАО «ГАЗНАНОТЕХ» в тесной кооперации с ОАО «КЭМЗ», входящий в ГК «Ростех». Работы по разработке аппаратов VENTOCOPTER проводятся на базе собственного конструкторского бюро и были начаты в 2009 году. За это время были найдены оптимальные конструктивные, компоновочные и технологические решения. Одним из главных конкурентных преимуществ, помимо яркого дизайна, комфорта в салоне и удобства в эксплуатации станет стоимость аппаратов VENTOCOPTER, которая обещает быть в несколько раз ниже стоимости вертолетов сопоставимых характеристик.

«РД-Хели» представит новую модификацию сверхлегкого соосного вертолета «Микрон», являющегося продолжением воплощения идей Дмитрия Ракитского, знаменитого пилота-инструктора и испытателя авиационной техники. "Микрон", разработанный и созданный авиаконструктором Валерием Шоховым при содействии команды Gyroplane.ru, — это быстрый и легкий «воздушный скутер» с высокой управляемостью и уникальной маневренностью. Многофункциональный вертолет "Микрон" идеально подходит для всех задач, решаемых с помощью авиации общего назначения, в том числе как БПЛА.

На юбилейной HeliRussia 2017 экспозиция сверхлегких вертолетов будет дополнена разработками компании «Роторфлай» – моделями Р-30 и Р-33 c соосной схемой несущих винтов. Двухместный Р-30 позволяет осуществлять взлет и посадку с ограниченных площадок и транспортировать до 20 кг груза на расстояние до 400 км. Р-33 – дальнейшее развитие модели. Р-33 приобрел современный дизайн и эргономичный интерьер кабины с современным оснащением. Сверх-легкие вертолеты от «Роторфлай» отличает компактность, низкий уровень шума, доступная цена, удобство и простота в эксплуатации, а также высокая безопасность.

В настоящее время в России стоит задача создания отечественного двигателя малой мощности для легкой и сверхлегкой авиации, в том числе для БЛА. Компания ООО «Двигатели для авиации» работает над решением этой задачи уже более 4 лет, в фундаменте же заложены разработки, которые ведутся еще с 80-х годов прошлого века. В настоящий момент все теоретические исследования подтверждены экспериментально на лабораторных установках и реализованы в проекте двигателя мощностью 120 лошадиных сил ДДА-120, макет которого, выполненный на 3D принтере, будет впервые показан на HeliRussia 2017. В проекте реализована уникальная топливная система собственной разработки, которая дает двигателю ДДА-120 высокую удельную мощность, сопоставимую с современными бензиновыми двигателями, и экономичность дизеля. К концу 2017 года будет создан первый прототип.

Читайте также:  Поддержка в Рио

Многопрофильная компания «РВС-ХОЛДИНГ», ставшая в прошлом году первым частным оператором легкого многоцелевого российского вертолета «Ансат», представит новую комплектацию перспективной российской машины, которая получила название «Охотник». Такой вертолет специально подготовлен для использования частными лицами для активного отдыха (охота, рыбалка, экстремальный туризм и т.д.). Также эта машина может быть использована для осуществления экологического мониторинга государственными и частными лесничествами, охотничьими и рыболовными хозяйствами.

Помимо «охотничьей» версии «Ансата», «РВС-ХОЛДИНГ» представит единственный в стране частный авиационный учебный центр, позволяющий пройти обучение пилотированию и техническому обслуживанию вертолетов типа «Ансат».

Компания «АБ Систем» продемонстрирует программный комплекс Heli-STAR и мобильное приложение к нему. Heli-STAR позволяет автоматизировать поддержание летной годности воздушных судов любых типов, а мобильное приложение обеспечивает оперативность обмена данными по состоянию воздушного судна и готовности его к полету.

На HeliRussia 2017 будет представлен проект TakeHeli — мобильное приложение для заказа вертолетов по всему миру. Это уникальный технологичный международный сервис, призванный сделать заказ вертолетного транспорта таким же простым и доступным как заказ такси. Сервис позволяет выбрать одно из популярных направлений или вертолетных туров, либо сформировать индивидуальный маршрут полета, мгновенно рассчитав стоимость и оплатив в режиме онлайн.

Наш российский рынок вертолетных услуг, хоть и находится еще в сложных условиях, продолжает быть интересным для иностранных производителей вертолетной техники и оборудования. На выставке будут присутствовать все основные зарубежные мировые игроки вертолетной индустрии: Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Leonardo Helicopters, Robinson Helicopter, Airbus DS OPTRONICS, LOM PRAHA, Pall Corporation, Trace Worldwide Corporation, Safran Group и другие. Заявки на участие в HeliRussia 2017 поданы компаниями из 17 стран.

Уже не первый год среди зарубежных стран особое место будет уделено Франции – на объединенном стенде страны будут представлены национальные компании: LEACH INTERNATIONAL EUROPE S.A.S., NICOMATIC, SELA, HUTCHINSON, PERMASWAGE, BUSINESS France.

Как всегда, на выставке будут представлены вертолеты из модельного ряда AWFamily производства Leonardo Helicopters: AW169, AW139 и AW189. У этих вертолетов много общего – стиль, непревзойденные характеристики по безопасности, упрощенная система обслуживания, схожая кабина экипажа, что облегчает переучивание с одной модели на другую. Взлетный вес AW169 составляет 4,6 тонны, он способен перевозить до 10 пассажиров; AW139, в свою очередь, обладает взлетным весом в 7 тонн и вместимостью до 15 человек, а взлетный вес AW189 – 8,6 тонны, он может взять на борт до 19 пассажиров. (эти показатели достигаются при установке комплекта по увеличению взлетного веса). Два серийных вертолета из этого семейства можно будет увидеть на HeliRussia 2017.

Bell Helicopter планирует показать вертолет Bell 407GXP, собранный на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в рамках лицензионного соглашения между УЗГА и Bell Helicopter, которое было подписано в мае 2015 года на выставке HeliRussia. Ранее было поставлено два таких вертолета в Омский колледж гражданской авиации.

Airbus Helicopters примет участие со своими широко известными вертолетами, а дилеры Robinson Helicopter представят вертолеты R44 и R66. Все эти вертолеты активно используются в России.

Помимо вертолетов, HeliRussia ежегодно демонстрирует богатейшую экспозицию самого разного дополнительного оборудования российской и зарубежной разработки. В современных экономических условиях операторы вертолетной техники стремятся получить максимальную отдачу от своего парка вертолетов, поэтому спрос на оборудование, которое способно расширить потенциал применения техники, растет во всем мире. Не стала исключением и Россия.

Российская компания HELIATICA в этом году впервые представит российскому профессиональному сообществу две своих разработки, созданные в содружестве с российскими и зарубежными партнерами: универсальный подвесной комплекс для аэрофотосъемки и мониторинга (совместно с российской компанией «Геоскан» и испанской Heliswiss Iberica) и систему обзора слепых зон (совместно с Heliswiss Iberica). Оба решения разработаны для легких вертолетов Robinson R44 и R66, Bell 206 и 407, Airbus Helicopters H120, H125, H130, AS350 и AS355.

На американской вертолетной выставке Heli-Expo, которая традиционно первой подводит итоги прошедшего года, были определены новые вызовы для вертолетной индустрии – шум и недостаток квалифицированного летно-технического персонала. Также отмечена растущая роль беспилотных авиационных систем, которые активно интегрируются в воздушное пространство, вместе с чем некоторые вертолетные компании начинают использовать БАС в поддержку своих вертолетных операций.

HeliRussia 2017 отражает все эти мировые тенденции.

Новым направлением деловой программы выставки в юбилейном году станет тема экологии в авиации, которая организуется рамках «Года экологии», объявленного Президентом Российской Федерации. Конференция «Авиация и экология» призвана собрать широкий круг участников для обсуждения вопросов снижения нагрузки на экосистему со стороны авиационной промышленности и стать площадкой для налаживания двустороннего взаимодействия между экологами и представителями авиационной промышленности.

Результатом конференции должно стать более глубокое понимание текущей ситуации с воздействием на экосистему со стороны всей авиационной отрасли, а также исследование потенциала и возможностей по дальнейшему повышению экологичности авиационной техники, производств и компаний.

Читайте также:  Air Partner подводит итоги и прогнозирует тренды

На юбилейной HeliRussia уделяется внимание и беспилотным летательным аппаратам, которые будут показаны не только на выставочных стендах, но и в действии. Среди моделей беспилотников отметим те, которые представят на стенде компании «Авиационные роботы»: SUPERCAM S350 (Россия), ГEOСКАН 201 (Россия), UAV FACTORY PENGUIN C (Латвия), Lehmann Aviation LA 500 (Франция). Новый продукт от «Коптер Экспресс» — автономный квадрокоптер с зарядной станцией базирование 24/7 (дрон по расписанию или по команде оператора через интернет выполняет полетную миссию и возвращается в станцию для подзарядки). Компания «Русский дом авиации» покажет «Орлан – 10».

На HeliRussia 2017 запланирован премьерный показ новой российской разработки, которая получила проектное название «Беспилотная автоматическая система юстировки работ исследуемой конструкции» (БАС ЮРИК). БАС ЮРИК – это многоцелевая система мультикоптерного типа, которая отличается необычной аэродинамической компоновкой и алгоритмом полета. Такой аппарат может выполнять широкий круг авиационных работ. В его конструкцию закладывается потенциал выполнения автономных миссий в отсутствие сигнала GPS и ГЛОНАСС с применением собственных систем геопозиционирования.

Характеристики аппарата планируется подтвердить в ходе летных испытаний, при этом часть испытаний демонстратор БАС ЮРИК уже прошел. Действующий прототип аппарата может быть показан уже в июле этого года, а серийное производство запланировано на 2018 год. Проект БАС ЮРИК разрабатывает компания «Электроавтоматика» совместно с НПО «Авиационно-космические технологии».

На HeliRussia 2017 ими также будет представлен «Бегалет», представляющий собой гибрид электромобиля и легкого самолета с мягким крылом. «Бегалет» стал первым в своем классе аппаратом, который совершил полет на Северном полюсе, в районе российской станции Барнео.

Кроме того, в рамках деловой программы выставки состоится 2-я конференция по развитию индустрии БАС, которая позволяет использовать авторитетную площадку пилотируемой авиации мирового уровня для обсуждения общих вопросов пилотируемой и беспилотной техники, а также уделить особое внимание формированию целевых рынков и условиям функционирования отрасли.

Одним из зрелищных и ярких мероприятий в программе выставки HeliRussia 2017 станет «Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу». В соревнованиях по дрон-рейсингу используются беспилотные летательные аппараты (БЛА) с размером рамы до 90 мм. Пилотирование таких БЛА осуществляется «от первого лица», через очки или шлем. Регистрация команд для участия в Кубке HeliRussia по дрон-рейсингу откроется на сайте выставки 15 апреля для всех желающих.

Традиционным мероприятием HeliRussia стала Международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая проводится в рамках выставки с 2012 года. За это время конференция стала крупнейшей площадкой в России по обсуждению комплекса вопросов по развитию санитарной авиации, медицинской эвакуации и совершенствованию авиационно-спасательных технологий. Формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекает на мероприятие профессионалов самых разных специальностей.

Стоит отметить традиционную 5-ю конференцию «Авиационное бортовое оборудование», которую организует «Концерн «Радиоэлектронные технологии». Это мероприятие будет полезно широкому кругу специалистов, которые следят за развитием технологий в области авионики.

В деловой программе выставки состоится ряд других интересных и полезных мероприятий. Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов («АОПА – Россия») проведет семинар «Безопасность полетов легких вертолетов». Круглый стол «Оборудование и эксплуатация вертолетных площадок» организует Ассоциация Вертолетной Индустрии. Фонд перспективных исследований подведет на HeliRussia 2017 итоги открытого конкурса на лучший демонстратор летательного аппарата вертикального или сверхкороткого взлета и посадки.

Торжественные мероприятия являются неотъемлемой частью программы выставки. Главным событием года для вертолетного сообщества, несомненно, является церемония награждения ежегодной премией АВИ «Лучший по профессии», которая пройдет на Гала-вечере АВИ 26 мая.

Пройдет и традиционная торжественная церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии. Экспозиция из лучших 40 фоторабот будет работать все дни выставки.

Новым событием на HeliRussia станет награждение победителей и лауреатов первого Всероссийского конкурса аэродромов и вертолетных площадок АОН, проводимого Федерацией любителей авиации при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Организаторы рассчитывают, что проведение конкурса будет способствовать формированию современной аэродромной инфраструктуры АОН, привлечению инвестиций в эту сферу.

Федерация вертолетного спорта России представит крупнейшие зарубежные спортивные вертолетные проекты — этапы Кубка Мира по вертолетным гонкам в Австрии, Беларуси, Великобритании, Германии, Польше, Чехии, а также самые значимые события, которые пройдут в России в 2017 году.

Конечно, это еще не все – новые компании присоединяются к участию в выставке практически каждый день, с расширением экспозиции растет и ее программа. Уже сейчас можно смело сказать, что выставка HeliRussia 2017 обещает быть интересной, насыщенной и разнообразной. Ее посещение будет полезно и профессионалам, и любителям авиации, и людям, которые следят за развитием авиационно-космических технологий.