Три вопроса к министру транспорта России


Владислав Катчан
, директор консультационной компании "Баланс интересов", аккредитованной Минюстом РФ в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность. (Свидетельство № 134 от 29.06.2009)

Эти вопросы вызваны инициативой Минтранса построить в аэропорту Шереметьево новую, третью по счету взлетно-посадочную полосу (ВПП-3).
Отсутствие необходимости строить в этом аэропорту новую ВПП для независимых от транспортного ведомства специалистов очевидна. Эта полоса, причем именно в Шереметьево, не просто не нужна, она вредна с точки зрения перспектив привлечения в Москву зарубежных транзитных пассажиропотоков. Не говоря уже об отвлечении более 40 млрд бюджетных рублей на сомнительные цели.
Постараемся обосновать категоричность и кажущуюся парадоксальность таких суждений.
По большому счету, крупный аэропорт или авиаузел из нескольких близкорасположенных аэропортов, обслуживающий десятки миллионов пассажиров, — это технологический конвейер, создаваемый для обслуживания на земле этих пассажиров и перевозящих их воздушных судов. Этот конвейер охватывает обширную территорию обитания его потенциальных пользователей. Образно говоря, он начинается у дверей их дома, далее включает в себя все виды транспорта, используемые для подвоза пассажиров к границам собственно аэропорта, обслуживание в аэровокзале и завершается погрузкой их на борт воздушного судна, выруливанием последнего на ВПП и взлетом. При прилете все эти операции повторяются в обратной последовательности.
Для того чтобы этот конвейер (впрочем, как и любой другой) работал без сбоев, требуется выполнение двух необходимых, но не достаточных условий:
— все звенья конвейера не должны иметь узких мест — не быть "узким горлышком бутылки";
— все эти звенья должны в максимально возможной степени управляться или хотя бы контролироваться оператором аэропорта.
Последний яркий пример: стоило городским властям Москвы, не поставив в известность управленцев аэропорта Шереметьево, зажать до одной полосы поток автотранспорта на трассе город — аэропорт на небольшом 50-метровом участке по причине ремонта путепровода над Октябрьской железной дорогой, как аэропорт чуть не встал. В образовавшейся автомобильной пробке застряли не только пассажиры, но и пилоты летающих в Шереметьево авиакомпаний.
Инициативу Минтранса по строительству ВПП-3 в Шереметьево надо, видимо, понимать так: эта ВПП, вернее, ее отсутствие, в ближайшем будущем станет тем самым "узким горлышком", которое затормозит развитие этого аэропорта, а с ним и всего аэропортового конвейера Москвы в целом.
Конвейер этот включает в себя три аэропорта с двумя ВПП в каждом. Во Внуково и Шереметьево их ВПП зависимые в том смысле, что на них нельзя одновременно осуществлять взлеты и посадки по современным нормам безопасности полетов. Во Внуково они скрещиваются, а в Шереметьево хотя и параллельны, но слишком близко расположены одна от другой. В Домодедово таких ограничений нет, там ВПП параллельны и разнесены на безопасное расстояние.
Так что же, шести ВПП в аэропортах Москвы недостаточно? (А с учетом ВПП аэропорта Быково, выпавшего из конвейера по причине отсутствия спроса на него, даже семи.) И это при том, что суммарный объем авиаперевозок через Москву после обвала в начале 1990-х гг. почти в три раза до сих пор не восстановился до уровня последнего успешного 1990 г. — 44,5 млн пассажиров в год. Или, может быть, вдруг повалил пассажир, рассуждающий так: а не махнуть ли мне в отпуск в аэропорт Шереметьево полюбоваться его новыми терминалами?